Скандал, связанный с телекоммуникационной компанией N 2 в США
WorldCom Inc., набрал обороты и вышел на крейсерскую скорость полета
гораздо быстрее аналогичного случая с «бухгалтерской неприятностью»
Enron. Напуганные инвесторы живо среагировали на новость о внезапно
обнаружившейся «дырке» в бухгалтерии WorldCom сбросом акций компании.
О компнии
WorldCom — амереканская телекомуникационная компания с штаб квартирой в Ашборне.
Успех
История второго по величине оператора дальней связи США началась в 1983 году. Свои нынешние позиции в американском телекоммуникационном секторе Worldcom завоевал благодаря бесчисленным слияниям с другими компаниями и поглощению более мелких предприятий. Крупнейшей такой сделкой стала покупка Worldcom в 1998-м американского оператора связи MCI: в результате слияния получился гигант с ежегодным доходом более $30 млрд.
Афера
Worldcom побила прежний антирекорд завышения прибылей, а нарушения Enron рядом с этим мошенничеством выглядят как небольшие погрешности, связанные с округлением сотых долей. Долги Worldcom уже выросли до 30 млрд. долларов. Примечательно, что аудитором Worldcom была компания Andersen, проверявшая также финансовые документы Enron.
Дело в том, что «WorldCom» отразила эти деньги в своем бухгалтерском балансе по счету «вложения в капитальные активы», пустив их на деле на оплату текущих расходов. Казалось бы, какая разница? Ведь что так, что эдак, а деньги все равно потрачены. Ан нет, бухгалтерия – дело тонкое.
Суть в том, что под вложениями в капитальные активы (капитальные вложения) подразумеваются затраты на приобретение активов с большим сроком службы – таких, например, как оптоволоконные линии связи или оборудование, используемое для направления телефонных звонков. Мало того, что такие активы в принципе должны в дальнейшем работать и приносить доход, расходы на их приобретение распределяются на весь период их службы и погашаются путем амортизации. То есть если бы «WorldCom» приобрела оборудование, срок службы которого составлял бы 10 лет, за 10 млн долларов, то она была бы вправе занести эти расходы на весь срок службы данных активов, списывая в течение этого срока ежегодно по статье «расходы» по 1 млн долларов, а вот если бы она потратила те же деньги на погашение займов или, скажем, проведение ремонта производственных помещений, такие расходы следовало бы отразить в бухгалтерской отчетности целиком за тот год, когда такая трата была произведена. В этом и состоит разница между тем, что «WorldCom» должна была сделать и сделала на самом деле.
Ну а учет текущих расходов в качестве капитальных вложений означал ни много ни мало увеличение суммы чистой прибыли компании. Не на деле, конечно же, а на бумаге. Смысл махинации, произведенной «WorldCom», состоял в том, чтобы ее итоговые финансовые показатели выглядели куда более привлекательно для возможных инвесторов.
Таким образом по итогам 2001 года компания заявила о прибыли в 1,4 млрд долларов, а по итогам первого квартала 2002 года – о доходах в 172 млн. На самом же деле фирма несла убытки.
Тут, впрочем, следует заметить, что несла их не она одна. Кризис испытывала (и по сей день испытывает) вся отрасль телекоммуникационных услуг. И не только в США. Серьезные трудности переживают и неамериканские компании. У французской «Alcatel» по результатам 2001 года убытки составили 4,96 млрд евро, у шведской «Ericsson» – около 2 млрд долларов, у «Motorola» – 3,94 млрд долларов, у «Nortel Networks» – 27,3 млрд долларов, а продажи сократились на 37%. Крупнейший оператор местной связи США компания «Verizon Communications» понесла убытки в размере около 2 млрд долларов, долги «France Telecom» достигли 65 млрд евро, а «Mobilcom» – 11 млрд евро.
Вполне понятно, что фирма, которая несет убытки, вынуждена делать долги. Однако же и в долг дают далеко не всем, а если и дают, то смотрят, сколько можно дать. И менеджеры «WorldCom» решили схитрить.
Определив текущие расходы по статье «капитальные вложения», WorldCom изменила тем самым объемы выручки, показав оборот в 7,7 млрд, хотя на самом деле он составил всего лишь 4,6 млрд долларов. Повлияла эта махинация и на такой показатель, описывающий движение денежных потоков компании, как EBITDA. Под EBITDA понимают величину доходов без учета налогов, выплат по обслуживанию долга, амортизации и обесценивания активов. Считается, что этот показатель более наглядно свидетельствует о финансовом здоровье компании, чем величина ее выручки.
Махинации «WorldCom» на EBITDA в первую очередь и влияли. По первоначальным оценкам величина этого показателя у компании «WorldCom» составляла за 2001 год 10,5 млрд долларов, но после аудиторской проверки эта сумма уменьшилась до 6,3 млрд. Что же касается первого квартала 2002 года, то величина EBITDA за этот период после переоценки сократилась с 2,1 млрд долларов до 1,4 млрд. Таким образом, действительное финансовое положение «WorldCom» было гораздо хуже, чем считали ее инвесторы и кредиторы.
По логике вещей такого произойти не могло. Аудиторы фирмы «Arthur Andersen LLP», которые постоянно производили проверку бухгалтерской документации компании «WorldCom», обязаны были указать руководству своих клиентов на такую вопиющую ошибку и доложить в «компетентные органы». Однако ни того, ни другого они не сделали. И только после проверки, проведенной с подачи Сайджмора, факты мошенничества стали общеизвестны.
Какой был скандал! «WorldCom» объявила о переоценке своих прежних финансовых показателей, а финансовый директор, Скотт Ди Салливан, вылетел со своего места, как пробка из бутылки шампанского. Вице-президент и финансист-контролер Дэвид Майерс подал прошение об отставке сам.
На инвесторов все это произвело шоковое впечатление: акции «WorldCom» мгновенно обесценились, а американская Комиссия по ценным бумагам (SEC) начала судебное разбирательство по факту обмана компаний своих акционеров, а банки, кредитовавшие «WorldCom», подали иск, обвиняя фирму в введении их в заблуждение и посредством этого незаконном получении кредита.
Над «WorldCom» зависла реальная угроза банкротства. Долги компании составили 30 млрд долларов, и кредиторы требовали их немедленного погашения. Суд ввел внешний контроль над действиями оскандалившейся фирмы, на биржах акции компании были внесены в реестр неблагонадежных компаний, клиенты разбегались к конкурентам, и казалось, что дни «WorldCom» сочтены. Но тут к руководству фирмой пришел Капеллас.
Выход из кризиса
Начал он с того, что «WorldCom» переименовал в «MCI», пытаясь обелить имя своей – теперь уже своей – компании. Затем буквально вытряс из налоговых органов переплаченные суммы налогов с завышенных доходов, что повергло налоговиков в состояние шока, распродал часть имущества компании, отбил иски конкурентов, требовавших возмещения вреда, причиненного действиями «WorldCom» отрасли в целом (единственное, чего те добились, – заставили менеджеров «MCI» в принудительном порядке посещать тренинги по бизнес-этике), и начал платить по счетам.
Немалую роль в реанимации «WorldCom» сыграли и конкуренты, которые заняли по отношению к людям, желавшим сменить провайдера или оператора связи, очень жесткую позицию. «MCI» оказалась гибче и смогла удержаться на плаву, чего соперники, уже подсчитывавшие прибыли от наплыва клиентов, никак не ожидали.
А после окончания войны в Ираке Капеллас и вовсе умудрился добиться контракта на восстановление телефонных линий в Багдаде. Эта сделка принесла «MCI» 40 млн долларов и вновь заставила говорить об этой компании, как о силе, отнюдь не собирающейся покидать рынок телекоммуникационных услуг.
Да, Капеллас вновь доказал всем, что чудеса в мире еще встречаются. Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, дружно певших «WorldCom» реквием, он смог вытащить компанию буквально из небытия и не только стабилизировал ее состояние, но и дал ей хороший толчок к росту. Видимо, не за горами уже те дни, когда компания, хотя и под иным именем, не только погасит все свои долги, но и вновь вернет себе все утраченные позиции.
Фильмы о WorldCom
The Big Lie: Inside the Rise & Fraud of WorldCom
О компнии
WorldCom — амереканская телекомуникационная компания с штаб квартирой в Ашборне.
Успех
История второго по величине оператора дальней связи США началась в 1983 году. Свои нынешние позиции в американском телекоммуникационном секторе Worldcom завоевал благодаря бесчисленным слияниям с другими компаниями и поглощению более мелких предприятий. Крупнейшей такой сделкой стала покупка Worldcom в 1998-м американского оператора связи MCI: в результате слияния получился гигант с ежегодным доходом более $30 млрд.
Афера
Worldcom побила прежний антирекорд завышения прибылей, а нарушения Enron рядом с этим мошенничеством выглядят как небольшие погрешности, связанные с округлением сотых долей. Долги Worldcom уже выросли до 30 млрд. долларов. Примечательно, что аудитором Worldcom была компания Andersen, проверявшая также финансовые документы Enron.
Дело в том, что «WorldCom» отразила эти деньги в своем бухгалтерском балансе по счету «вложения в капитальные активы», пустив их на деле на оплату текущих расходов. Казалось бы, какая разница? Ведь что так, что эдак, а деньги все равно потрачены. Ан нет, бухгалтерия – дело тонкое.
Суть в том, что под вложениями в капитальные активы (капитальные вложения) подразумеваются затраты на приобретение активов с большим сроком службы – таких, например, как оптоволоконные линии связи или оборудование, используемое для направления телефонных звонков. Мало того, что такие активы в принципе должны в дальнейшем работать и приносить доход, расходы на их приобретение распределяются на весь период их службы и погашаются путем амортизации. То есть если бы «WorldCom» приобрела оборудование, срок службы которого составлял бы 10 лет, за 10 млн долларов, то она была бы вправе занести эти расходы на весь срок службы данных активов, списывая в течение этого срока ежегодно по статье «расходы» по 1 млн долларов, а вот если бы она потратила те же деньги на погашение займов или, скажем, проведение ремонта производственных помещений, такие расходы следовало бы отразить в бухгалтерской отчетности целиком за тот год, когда такая трата была произведена. В этом и состоит разница между тем, что «WorldCom» должна была сделать и сделала на самом деле.
Ну а учет текущих расходов в качестве капитальных вложений означал ни много ни мало увеличение суммы чистой прибыли компании. Не на деле, конечно же, а на бумаге. Смысл махинации, произведенной «WorldCom», состоял в том, чтобы ее итоговые финансовые показатели выглядели куда более привлекательно для возможных инвесторов.
Таким образом по итогам 2001 года компания заявила о прибыли в 1,4 млрд долларов, а по итогам первого квартала 2002 года – о доходах в 172 млн. На самом же деле фирма несла убытки.
Тут, впрочем, следует заметить, что несла их не она одна. Кризис испытывала (и по сей день испытывает) вся отрасль телекоммуникационных услуг. И не только в США. Серьезные трудности переживают и неамериканские компании. У французской «Alcatel» по результатам 2001 года убытки составили 4,96 млрд евро, у шведской «Ericsson» – около 2 млрд долларов, у «Motorola» – 3,94 млрд долларов, у «Nortel Networks» – 27,3 млрд долларов, а продажи сократились на 37%. Крупнейший оператор местной связи США компания «Verizon Communications» понесла убытки в размере около 2 млрд долларов, долги «France Telecom» достигли 65 млрд евро, а «Mobilcom» – 11 млрд евро.
Вполне понятно, что фирма, которая несет убытки, вынуждена делать долги. Однако же и в долг дают далеко не всем, а если и дают, то смотрят, сколько можно дать. И менеджеры «WorldCom» решили схитрить.
Определив текущие расходы по статье «капитальные вложения», WorldCom изменила тем самым объемы выручки, показав оборот в 7,7 млрд, хотя на самом деле он составил всего лишь 4,6 млрд долларов. Повлияла эта махинация и на такой показатель, описывающий движение денежных потоков компании, как EBITDA. Под EBITDA понимают величину доходов без учета налогов, выплат по обслуживанию долга, амортизации и обесценивания активов. Считается, что этот показатель более наглядно свидетельствует о финансовом здоровье компании, чем величина ее выручки.
Махинации «WorldCom» на EBITDA в первую очередь и влияли. По первоначальным оценкам величина этого показателя у компании «WorldCom» составляла за 2001 год 10,5 млрд долларов, но после аудиторской проверки эта сумма уменьшилась до 6,3 млрд. Что же касается первого квартала 2002 года, то величина EBITDA за этот период после переоценки сократилась с 2,1 млрд долларов до 1,4 млрд. Таким образом, действительное финансовое положение «WorldCom» было гораздо хуже, чем считали ее инвесторы и кредиторы.
По логике вещей такого произойти не могло. Аудиторы фирмы «Arthur Andersen LLP», которые постоянно производили проверку бухгалтерской документации компании «WorldCom», обязаны были указать руководству своих клиентов на такую вопиющую ошибку и доложить в «компетентные органы». Однако ни того, ни другого они не сделали. И только после проверки, проведенной с подачи Сайджмора, факты мошенничества стали общеизвестны.
Какой был скандал! «WorldCom» объявила о переоценке своих прежних финансовых показателей, а финансовый директор, Скотт Ди Салливан, вылетел со своего места, как пробка из бутылки шампанского. Вице-президент и финансист-контролер Дэвид Майерс подал прошение об отставке сам.
На инвесторов все это произвело шоковое впечатление: акции «WorldCom» мгновенно обесценились, а американская Комиссия по ценным бумагам (SEC) начала судебное разбирательство по факту обмана компаний своих акционеров, а банки, кредитовавшие «WorldCom», подали иск, обвиняя фирму в введении их в заблуждение и посредством этого незаконном получении кредита.
Над «WorldCom» зависла реальная угроза банкротства. Долги компании составили 30 млрд долларов, и кредиторы требовали их немедленного погашения. Суд ввел внешний контроль над действиями оскандалившейся фирмы, на биржах акции компании были внесены в реестр неблагонадежных компаний, клиенты разбегались к конкурентам, и казалось, что дни «WorldCom» сочтены. Но тут к руководству фирмой пришел Капеллас.
Выход из кризиса
Начал он с того, что «WorldCom» переименовал в «MCI», пытаясь обелить имя своей – теперь уже своей – компании. Затем буквально вытряс из налоговых органов переплаченные суммы налогов с завышенных доходов, что повергло налоговиков в состояние шока, распродал часть имущества компании, отбил иски конкурентов, требовавших возмещения вреда, причиненного действиями «WorldCom» отрасли в целом (единственное, чего те добились, – заставили менеджеров «MCI» в принудительном порядке посещать тренинги по бизнес-этике), и начал платить по счетам.
Немалую роль в реанимации «WorldCom» сыграли и конкуренты, которые заняли по отношению к людям, желавшим сменить провайдера или оператора связи, очень жесткую позицию. «MCI» оказалась гибче и смогла удержаться на плаву, чего соперники, уже подсчитывавшие прибыли от наплыва клиентов, никак не ожидали.
А после окончания войны в Ираке Капеллас и вовсе умудрился добиться контракта на восстановление телефонных линий в Багдаде. Эта сделка принесла «MCI» 40 млн долларов и вновь заставила говорить об этой компании, как о силе, отнюдь не собирающейся покидать рынок телекоммуникационных услуг.
Да, Капеллас вновь доказал всем, что чудеса в мире еще встречаются. Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, дружно певших «WorldCom» реквием, он смог вытащить компанию буквально из небытия и не только стабилизировал ее состояние, но и дал ей хороший толчок к росту. Видимо, не за горами уже те дни, когда компания, хотя и под иным именем, не только погасит все свои долги, но и вновь вернет себе все утраченные позиции.
Фильмы о WorldCom
The Big Lie: Inside the Rise & Fraud of WorldCom
No comments:
Post a Comment