Шоу одного пирата: как видеоблог «+100500» стал серьезным бизнесом (rbc.ru)



В 2010 году отучившийся на повара 20-летний москвич Максим Голополосов работал курьером за 15 тыс. руб. В свободное время на одолженную у друга видеокамеру он записывал ролики, в которых, сидя у себя дома на фоне леопардового пледа, комментировал все, что зацепило из увиденного в интернете. И выкладывал в тот же интернет под ником Макс +100500. Щель под дверью комнаты на время затыкал тряпками, чтобы мама, учитель русского языка и литературы, не услышала, как сын ругается матом: смачную нецензурную лексику Голополосов решил сделать своей фишкой.
Народу понравилось, и уже после третьего ролика поклонники скинулись Максу на собственную камеру. А через два месяца после запуска блога с ним связался редактор промоотдела телеканала «Россия 24» Михаил Орлов и предложил работать вместе. Весной 2011-го у них появился первый инвестор – компания «Телевизионные технологии», аффилированная с "Единой медиа группой", крупнейшим поставщиком контента для ВГТРК.
В 2013 году выручка компании Caramba Media, выросшей из блога «+100500», составила 125 млн руб. Около половины этой суммы компания заработала на производстве передач для «настоящего» телевидения.

Квартирный продакшн

Выпускник московского Института журналистики и литературного творчества Михаил Орлов плотно заинтересовался интернетом еще в вузе: в 2009-м написал диплом на тему «Видеохостинги как феномен современной телекоммуникации». «Я знал, что никто из преподавателей ничего не понимает про YouTube, а мне это было интересно. На защите у меня три раза спросили, что такое видеохостинг», – говорит Орлов. К окончанию института он успел поработать корреспондентом на канале RTVi, ассистентом на РЕН ТВ, а потом устроился на «Россию 24» редактором промоматериалов. Интернет-серфинг входил в число его профессиональных обязанностей, и однажды осенью 2010 года Михаил увидел ролики «+100500».
«Парень очень смешно комментировал любительские сюжеты», – вспоминает он. По сути, это был аналог популярного на Западе шоу Рея Джонсона, но русский вариант показался Орлову в разы смешнее: во-первых, парень смачно матерился в кадре, во-вторых, один только леопардовый плед дорогого стоил. «Помимо юмора, меня поразило качество монтажа и склейки кадров. Даже телевизионщики не всегда могут похвастаться таким профессионализмом», – замечает Михаил.
Редактор промоматериалов телеканала "Россия 24" Михаил Орлов (справа на фото) осенью 2010 года обнаружил ролики Макса + 100500 (слева) на Youtube и сразу предложил: «Чувак, давай сделаем свой телек».

В комментариях к одному из роликов «+100500» он оставил свои контакты. Макс ответил, договорились о встрече. «Я ему предложил: «Чувак, давай сделаем свой телик. Что бы ни случилось, я потащу это сам», – рассказывает Орлов. Максим согласился. В команду позвали друга Орлова, Петра Сивака, который работал копирайтером в рекламном агентстве, а в новом проекте стал отвечать за производство – съемки, монтаж и т.д. Голополосову досталась творческая часть, Орлову – техническая реализация.
У троицы был четвертый партнер, Евгений Бекасов из структур ВГТРК, но о его роли участники проекта говорить не хотят. Видимо, потому, что теперь он очень серьезный человек, чье имя не может ассоциироваться с нецензурным блогом: в 2012 году Бекасова назначили главным редактором канала «Россия 24». Однако, по словам источников журнала РБК, близких к руководству ВГТРК, не исключено, что Бекасов до сих пор является собственником 15% компании Caramba Media, которая выросла из того первого проекта «своего телика».

Термоядерный рост

Чтобы взорвать Рунет, новой команде понадобилась всего пара месяцев. «С сентября до конца октября 2010 года был поступательный рост. Число просмотров роликов росло на 5 000 - 10 000 в неделю и достигло более 500 000 у одной записи. А после октября рост стал просто термоядерным», – говорит Михаил Орлов. К декабрю шоу могло похвастаться 2 млн просмотров каждого выпуска, однако монетизировать популярность не удавалось.
Команда «+100500» решила увеличить количество блогов и расширить тематику: делать обзоры гаджетов, автомобилей и т.д. Для этого создали сайт, на который перенесли ролики Голополосова. Чтобы экспериментами не повредить бренду «+100500», название придумали другое – CarambaTV. Пиратская тематика, по замыслу авторов, привлекательна как для молодежной, так и для взрослой аудитории. На третьи сутки работы у Caramba было уже 30 000 посетителей в день.
А в январе CarambaTV стал зарабатывать на тизерной рекламе. Деньги небольшие – по 100 тыс. рублей в месяц, поэтому трудились на голом энтузиазме, а не за зарплату. К тому времени команда разрослась до 10 человек, однако каждый имел основное место работы. Максима Голополосова, к примеру, пристроили на «Россию 2», где он писал рекламные тексты и получал 40 000 руб. в месяц – солидная сумма по сравнению с курьерской зарплатой.
Почти сразу после запуска CarambaTV создателям поступило шесть инвестиционных предложений, но они решили не размывать свои доли и всем отказали. Правда, весной 2011-го пожалели об этом. Крупные рекламодатели, поясняет Михаил Орлов, с недоверием смотрели на зарождавшийся тренд в области цифрового видео, им казалось, что это «помутнение в интернете» буквально на пару месяцев и дальше все сойдет на нет. Поэтому больших денег никто не обещал. «В какой-то момент люди просто устали. У каждого была другая работа, и на проект ни у кого не хватало ни сил, ни времени. Всех нужно было трудоустраивать в Caramba. Для дальнейшего роста требовались инвестиции, и мы начали переговоры», – рассказывает Орлов.
Инвестора нашли очень быстро. Имени Михаил не называет, по его словам, это человек непубличный. Но в системе «СПАРК-Интерфакс» совладельцем Caramba Media с долей 55% значится компания «Телевизионные технологии». В Caramba размер вложений «Телевизионных технологий» не раскрывают, сообщают только, что деньги пока не вернули.

Стать бизнесом

Большинство популярных видеоблогеров зарабатывают на партнерских программах YouTube. Они подают заявки на включение в эти программы, и, если каналы видеохостинга сочтут блог привлекательным, интернет-компания размещает в нем рекламу, перечисляя блогерам комиссию. В Caramba рассчитывали на «партнерку» с YouTube – доход составил бы 600 руб. за 1 000 просмотров. Но выше 500 000 руб. в месяц подняться не удавалось.
«При наших объемах просмотров мы планировали стать миллионерами, а в итоге получали на руки заметно меньше», – признается Михаил Орлов. Он неохотно говорит о взаимоотношениях с YouTube и владельцем видеохостинга гигантом Google. Однако не скрывает, что из партнерских программ их часто исключали – иногда без объяснения причин, иногда за использование чужой музыки, несмотря на то, что был указан правообладатель. В Google и YouTube отказались комментировать условия участия видеоблогеров в своих программах.
Выбранная Caramba бизнес-модель терпела очевидное фиаско: прибыль едва покрывала расходы. В середине 2011 года в портфеле компании было уже несколько развлекательных YouTube-шоу и блогов, проекты по обзору видеогаджетов, автомобильные тест-драйвы и еще несколько передач. Сайт ежедневно собирал свыше 60 000 человек аудитории, ролики на YouTube – почти 60 млн просмотров, а вот доходы серьезно не росли. Самим искать выход не понадобилось.
Сотрудники CarambaTV

Осенью CarambaTV стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Стартап года», проектом заинтересовались телеканалы. Первая попытка адаптировать «+100500» для эфира была на канале «Пятница», но отношения не сложились. «Бывало, нам приходилось переписывать выпуски по шесть раз из-за несоответствия формату», – вспоминает Михаил Орлов. Затем появился канал «Перец».
«Я искал яркие проекты в интернете, а ролики «+100500» были очень популярны. Мы сами вышли на команду Caramba. У них к тому моменту имелось несколько предложений от разных каналов, однако они выбрали нас», – рассказывает генеральный директор «Перца» Дмитрий Троицкий. Правда, о ненормативной лексике Голополосову пришлось забыть. Ребята не зря наступили на горло собственной песне: к концу 2011-го Caramba Media стала самоокупаемой.

Шоу одного пирата

Телевизионное направление в Caramba сделали приоритетным, но далеко не все телепроекты оказались удачными. Например, программа «Картавый футбол», выходившая на канале «Россия 2», просуществовала лишь около года. В точку попадала большая часть передач, так или иначе эксплуатирующих пользовательский контент из интернета.
Сейчас у компании несколько программ на каналах «Россия 2» и «Россия 24». В нынешнем году два проекта команда Caramba подготовила для «Перца» – «Очень страшная правда» и «Моя Рассея». «Эти ролики хорошо вписываются в концепцию нашего канала. И надо сказать, рейтинги «+100500» выше рейтингов других наших передач», – утверждает Дмитрий Троицкий.
По словам Михаила Орлова, теперь до 40% общего объема выручки приходится на ТВ-блок. И он предполагает, что в ближайшее время эта цифра вырастет с 50 млн руб. в 2013-м до 100–150 млн в 2014-м. Еще порядка 50 млн в год Caramba зарабатывает на спецпроектах: делает вирусные видеоролики и программы по заказу таких компаний, как General Motors, Nokia и др. Примерно 25 млн руб. дает видеореклама на сайте и в партнерских программах YouTube.
Сегодня Caramba Media поступают предложения о продаже: в СМИ появилась информация, что ею заинтересовался телеканал СТС. Возможные участники сделки этого не подтверждают, но и не опровергают. Максим Клягин из УК «Финам Менеджмент», ориентируясь на выручку Caramba Media, подсчитал, что стоимость компании можно условно оценить в $3–5,5 млн. То есть большой прибыли от продажи проекта Орлов и Голополосов не получат. Наверное, поэтому они уже строят планы дальнейшего покорения телезрителей: хотят снимать сериалы и программы для вечернего прайм-тайма. Удастся ли?
Дмитрий Троицкий уверен, что успех «+100500» почти полностью зависел от харизмы ведущего. «Мы ищем и другие «явления» в интернете. Только пока не можем найти, – сетует он. – Здесь все построено на таланте ключевого лица – Макса Голополосова. CarambaTV можно назвать уникальным в Рунете, пусть это и аналог западного шоу. Проекты типа Comedy Club в России тоже пытались запустить минимум три команды, а «выстрелила» одна».
В этом как раз и может заключаться проблема последующего развития. Взять хотя бы проект Любы Дикер на YouTube «Как научиться быстро разбираться в искусстве», который раскручивал Голополосов. Ролики с участием Макса легко набирали по 0,5 млн просмотров, а без него порой с трудом получают по три сотни.

Материал из журнала РБК №8 за 2014г.
Регина Садыкова, Елена Желобанова, Мария Фомичева, Мария Приходина

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/29/07/2014/939369.shtml

No comments:

Post a Comment